Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимый заблаговременно и направленный на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Комплекс мер по П.ЧС природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. П.ЧС как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производственных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путём систематического снижения их накапливающего разрушительного потенциала; предотвращение аварий и техногенных катастроф путём повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надёжности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, уменьшение их масштабов, защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; проведение государственной экспертизы в области П.ЧС; государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Реализация перечисленных направлений осуществляется путём планирования и выполнения соответствующих мероприятий.
Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы ЧС и возникновения ЧС, порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и основные мероприятия, проводимые указанными органами управления и силами в режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, при введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
ОСОБЕННОСТИ ЛИКВИДАЦИИ НЕКОТОРЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Ликвидация последствий землетрясений
Из чрезвычайных ситуаций природного характера наибольшую опасность в силу своей непредсказуемости и огромной разрушительной силы представляют землетрясения. Основными требованиями к организации работ при ликвидации последствий землетрясений являются: сосредоточение основных усилий на спасении людей, организация и проведение спасательных работ в кратчайшие сроки, обеспечивающие выживание пострадавших и защиту населения в опасной зоне; оперативность реагирования на изменения в обстановке. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий землетрясений включают: поиск пострадавших; деблокирование пострадавших из завалов строительных конструкций разрушенных зданий и сооружений; оказание пострадавшим первой медицинской помощи и первой доврачебной помощи; эвакуацию пострадавших из опасных зон на пункты сбора пострадавших или в медицинские пункты; эвакуацию населения из опасных мест в безопасные районы. Неотложные работы при ликвидации последствий землетрясения состоят: в оборудовании и расчистке путей движения в зоне разрушений; в обрушении (укреплении) конструкций, угрожающих обрушением; в локализации и тушении пожаров, локализации источников заражения аварийно - химически опасными веществами и радиоактивного загрязнения; в локализации повреждений на коммунально - энергетических сетях и гидротехнических сооружениях, которые могут стать вторичными источниками поражения; в проведении первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения и противоэпидемических мероприятий. Аварийно-спасательные работы при землетрясениях должны начинаться немедленно и вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При подобных чрезвычайных ситуациях особо важно, чтобы мероприятия первой медицинской помощи могли выполнять спасатели, санинструкторы и врачи спасательных подразделений непосредственно на месте получения пострадавшими травм. Самое серьезное внимание органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны уделять организации охраны общественного порядка и пресечению проявления мародерства в зоне землетрясения.
Ликвидация последствий наводнений
Основным способом защиты людей от поражающих факторов наводнения является эвакуация населения из затапливаемых районов и размещение их в не затапливаемой зоне. Специфическими при ликвидации последствий наводнений и катастрофических затоплений неотложными работами являются: укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов; сооружение водоотводных каналов; ликвидация заторов и зажоров на реках; оборудование причалов для спасательных средств; зашита и восстановление дорожных сооружений; восстановление энергоснабжения; недопущение распространения инфекционных болезней, проведение противоэпидемических мероприятий; Тщательный контроль при проведении работ должен устанавливаться за соблюдением мер безопасности прежде всего самими спасателями и за наличием в постоянной готовности резервных поисково-спасательных групп.
Тушение лесных и торфяных пожаров
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включающие в себя противопожарное обустройство лесов, а так же разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, органы управления территориальных подсистем РСЧС и их звеньев ежегодно перед наступлением пожароопасного сезона должна организовывать проверку готовности органов лесного хозяйства и их служб, принимать участие в разработке и организации выполнения планов тушения лесных пожаров. В случае возникновения или угрозе возникновения ЧС возникших вследствие лесных и торфяных пожаров на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагаются следующие задачи: организация работы по привлечению добровольных пожарных и волонтеров для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах; обеспечение взаимодействия с юридическими лицами и гражданами по вопросу привлечения работников (для юридических лиц), пожарной техники, транспортных и других средств на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ограничение в пределах своих полномочий пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; обеспечение взаимодействия в части тушения лесных пожаров с учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, расположенными на территории субъекта Российской Федерации.